Методические разработки

Межпредметная лаборатория «Профессионалы будущего»

 

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ «ПРОФЕССИОНАЛА БУДУЩЕГО» в МБОУ «СШ № 17» г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ 

 Аннотация: в статье рассмотрена проблематика формирования компетенций профессионала будущего, обусловленная внедрением в образовательный процесс ФГОС нового поколения, а именно реализацией системно-деятельностного подхода в обучении и созданием условий для становления личности учащегося в соответствии с требованиями 21 века. 

Ключевые слова: интерактивная лаборатория, образовательный коучинг, проектный коворкинг, коучинговый подход, коуч-студия, коворкинг-студия, педагог-тьютор, педагог-коуч. 

 Shakamalova Yulianna Evgenievna 

INTERDISCIPLINARY LABORATORY AS A MEDIUM FOR THE FORMATION OF COMPETENCIES OF «PROFESSIONAL OF THE FUTURE» 

Annotation: the article considers the problems of formation of professional competences of the future due to the Application of educational standards of new generation to the educational process namely the implementation of system-active approach in training and the creation of conditions for the formation of personality of a student in accordance with the requirements of the 21st century. 

Keywords: interdisciplinary laboratory, educational coaching, project coworking, coaching approach, the coaching Studio, coworking Studio, teacher-tutor, teacher-coach. 

Деятельность педагога – это многогранный творческий процесс, объединяющий в себе несколько ролей педагога: учитель, воспитатель, исследователь, новатор, тьютор, наставник, коуч и т.д. Деятельность педагога – это путь открытий, исследований и проектов. В процессе своей профессиональной деятельности я определила существование противоречия между компетенциями учащихся в научно-исследовательской и проектной деятельности и требованиями к ученику 21 века, компетенциями профессионала будущего (умения и качества человека XXI века). Данные противоречия выявлены в результате анкетирования учащихся 4-11 классов (400 человек) с использованием сервисов WEB 2.0. Анкетирование выявило:45% опрошенных в свободное от уроков время заняты творчеством, 15% — исследованиями, 11% — работой над проектами;46% опрошенных интересуются химическими опытами, 49% — путешествиями, 45% выступлениями на сцене, 50% чтением книг, 43% приобретением коммуникативных навыков; Большинство опрошенных могут раскрыть понятия «наука», «проект», считают науку важной частью жизни общества, а проекты – интересным способом получения новых знаний, открытий и возможностью творчески работать в команде единомышленников. На вопросы из раздела «Оцените свои качества Ученика 21 века» максимальную оценку себе поставили 40% опрошенных, минимальную – 6%.Качества профессионала будущего/процент опрошенных,  поставивших себе максимальную оценку/минимальную:Ответственность и адаптивность 41%; 6,5%; Коммуникативные умения 46%; 6,5%; Креативность и любознательность 50%; 11%; Критическое и системное мышление 32%; 9%; Умение работать с информацией и медиасредствами 37%; 4%; Межличностное взаимодействие и сотрудничество 33%; 7%; Умение ставить и решать проблемы 44%; 4%; Направленность на саморазвитие 39%; 4%; Социальная ответственность 46%; 4%; 78% опрошенных заинтересованы в появлении интерактивной межпредметной лаборатории, где они вместе с друзьями, учителями и родителями  будут создавать свои проекты, изучать науку, изобретать что-то новое, делать интересные открытия, проводить опыты, заниматься творчеством, общаться и узнавать новое. Таким образом, среди контингента Лаборатории (4-11 класс) определена заинтересованность в разработке научно-исследовательских, социальных проектов и реализации собственных инициатив, формировании качеств профессионала будущего. Создание интерактивной межпредметной Лаборатории будет способствовать формированию компетенций профессионала будущего. Проект создания интерактивной лаборатории «IT-Lab17»  в МБОУ «СШ № 17» г. Новый Уренгой как среды образовательного коучинга и проектного коворкинга разработан в соответствии с тенденциями стратегического развития образования в РФ и ЯНАО, поэтому имеет социальную значимость. 

Актуальность проблематики формирования компетенций профессионала будущего обусловлена внедрением в образовательный процесс ФГОС нового поколения, а именно реализацией системно-деятельностного подхода в обучении и созданием условий для становления личности учащегося в соответствии с требованиями 21 века. Инновации в обучении – действительность для педагогического коллектива МБОУ «СШ № 17» г. Новый Уренгой. Перед образовательным учреждением поставлена задача сформировать умную образовательную среду, в основе которой заложена парадигма инновационного развития. В школе создана стратегическая модель развития интерактивной образовательной SMART-среды, направленной на формирование открытого образования, авторами которой являются Директор школы В.В. Кустов и заместитель директора Е.Е.Волошина. Методологическими принципами организации учебного процесса и освоения общеобразовательных программ на основе использования информационных технологий являются принцип интерактивности, адаптивности, гибкости, модульности. Сегодня школьные будни в МБОУ «СШ № 17» — это непрерывное погружение в познание, основанное на взаимодействии педагога и ученика не только в рамках урока и кабинета. Предметные рекреации, коридоры оснащены плазменными панелями, видеостеной и мультитачными киосками. Информационный поток актуализирует интерес к обучению и деятельности, транслирует ситуационно результаты учебной и воспитательной работы школы.  

Один из модулей образовательной SMART-среды школы – Ситуационный центр. Это среда визуализации инновационной исследовательской и проектной деятельности. Особенность работы центра — социальная практика размещения продуктов деятельности в информационно-образовательном пространстве учреждения в целях трансляции процесса обучения и воспитания. Идея ситуационного центра предусматривает межпредметную интеграцию и погружение в ту или иную образовательную ситуацию посредством создания совместных интерактивных и сетевых проектов. Интерактивная лаборатория является инструментом формирования познавательного интереса и мотивации интеллектуального  развития и личностного роста. Цель лаборатории — cформировать у обучающихся опыт самостоятельной проектно-исследовательской деятельности. Программа Лаборатории станет важным методологическим опытом, подтверждающим актуальность проблемы формирования компетенций профессионала будущего. А данное исследование положительно повлияет на развитие педагогической науки и практики. 

Модель Лаборатории 

     Студии 

 

 

описание 

Коворкинг-студия «Science» (Наука)  Коворкинг-студия «Sосiety» (Общество)  Коучинг-студия «Champion»  Студия «PR-17» 
Цель  Формирование навыков проектной деятельности  Формирование навыков проектной деятельности  Создание индивидуальной траектории развтия  Формирование имиджа ученика МБОУ «СШ №17» 
Какие умения и качества человека XXI века формируем 

 

Ответственность и адаптивность 

Коммуникативные умения 

Креативность и любознательность Критическое и системное мышление 

Умение работать с информацией и медиасредствами 

Межличностное взаимодействие и сотрудничество 

Умение ставить и решать проблемы 

Направленность на саморазвитие 

Социальная ответственность 

Как достигнем цели?  -лекции 

-семинары 

-мастер-класссы—образовательные дитсанционные курсы, программы «Интел» и др. 

Продукты  Исследовательские проекты  Социальные проекты  Виртуальное портфолио достижений  Блоги, статьи на сайте лаборатории и школы и т.д. 
Функция/ 

роль педагога 

Тьютор / наставник  Тьютор / наставник  Коуч  Тьютор / наставник 
Функция/ 

роль ученика 

Участник/ 

руководитель рабочей группы проекта, наблюдатель, слушатель 

Участник/ 

руководитель рабочей группы проекта, наблюдатель, слушатель 

«чемпион» — участник тренинговых групп  Блогер 

Подкастер 

Интервьюер 

Редактор 

Корреспондент 

Фотограф 

Оператор 

Функция/ 

роль родителя 

Участник/ 

руководитель рабочей группы проекта, наблюдатель, слушатель 

Участник/ 

руководитель рабочей группы проекта, наблюдатель, слушатель 

«чемпион» — участник тренинговых групп  Блогер 

Подкастер 

Интервьюер 

Редактор 

Корреспондент 

Фотограф 

Оператор 

Для оценки эффективности работы Лаборатории могут использоваться как количественные, так и качественные методы. Такие качественные методы, как интервью или анализ ученического портфолио, позволят оценить степень мотивации учащихся и ход процесса реализации программы Лаборатории, будут использованы при оценке формирования качеств и умений 21 века в среде инновационной программы.  

Качественные методы, такие как тестирование учащихся до и после внедрения программы будут использованы для оценки освоения ими новых технологий и развития их навыков и умений.  

К числу количественных методов оценки относятся: 

  • Охват учащихся  – учеников Лаборатории 
  • Процент учащихся — учеников Лаборатории, успешно оканчивающих учебный год 
  • Результаты тестирования учащихся по уровню компетенций 
  • Процент учащихся — учеников Лаборатории, имеющих достижения в разработке, написании проектов исследовательского или социального направления. 

К средствам оценки относятся:  

  • Интервью с администраторами, учителями, учащимися и родителями.
  • Количественныеопросники.
  • Наблюдение.
  • Тестирование учащихся.
  • Фокус-группы.
  • Анализ результативности и посещаемости лаборатории.

Форма мониторинга — план регулярного проведения мероприятий по оценке хода реализации программы Лаборатории. 

Практическая значимость проекта, то есть та выгода, которую получит общество, если проблема будет решена в данном исследовании — методика формирования компетенций профессионала будущего (методическое пособие по промежуточным и итоговым результатам реализации проекта). 

Характер проекта методологический, его практическая значимость может быть доказана фактами публикаций основных результатов исследовательского труда в монографиях, научных статьях и т.д. 

Практическую значимость могут подтвердить наличие авторских свидетельств, актов внедрения результатов исследования в практику; факты, свидетельства использования разработок проекта в процессе обучения в учебных заведениях, при разработке государственных и региональных программ развития какой-либо отрасли, при подготовке новых нормативных и технических документов. 

Практическая значимость проявится в наличии научно обоснованных и апробированных в условиях эксперимента систем методов и средств совершенствования образовательного процесса 

Перспектива — представление в форме предложений по совершенствованию образовательной системы, рекомендаций по совершенствованию механизма обучения и воспитания, то есть нормативного и (или) методического документа, утвержденного или рекомендованного к использованию государственными ведомствами и другими заинтересованными организациями. 

Данный педагогический проект является частью стратегических инициатив МБОУ «СШ № 17» г. Новый Уренгой, направленных на создание инновационного открытого образовательного процесса. Практическая значимость для ЯНАО – готовность школы к диссеминации опыта через сетевое взаимодействие, сотрудничество с образовательными учреждениями. 

 

Шакамалова Юлианна Евгеньевна 

Аспирант кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики 

 

Литература:  

  1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М., 1997.  
  1. Рубцов В.В., Улановская И.М., Яркина О.В. Психологический климат как характеристика образовательной среды школы // Экспериментальные площадки в московском образовании. — Вып. 2. М.: МИПКРО, 1998. 
  1. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В.И. Слободчиков. – М.: Экопсицентр РОСС, 2000.  
  1. Гульчевская В.Г. Реализация индивидуально-ориентированного подхода в соответствии с ФГОС посредством коучинговых технологий. Дополнительные материалы к лекции.  
  1. О Бэкмологии. Краткое ознакомление с возможностями и сервисами Бэкмологии. http://becmology.ru/blog/general/coaching01.htm  
  1. Портал «Коучинг в Образовании» http://coachingineducation.ru/  
  1. Сайт Международного Эриксоновского Университета коучинга http://erickson.ru/ 
  1. Портал Образовательная галактика Intel https://edugalaxy.intel.ru/  
  1. SMART-среда МБОУ «СШ №17» http://17.edunur.ru/index.php/technologii/interaktivnyj-3-d-teatr  

 

 

 

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close