Методические разработки

Возможности сервисов web 2.0 для достижения метапредметных результатов урока истории

В современной России историко-обществоведческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др[1].  Ускорение темпов развития общества, при котором школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает, меняет образовательный процесс и позицию учителя в нём. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Новые требования к результатам обучающихся требуют выстраивать образовательный процесс на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. По мнению А.А. Кузнецова, метапредметные результаты образовательной деятельности — способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов[2].

Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности формирует у учащихся отношение к изучаемому предмету как к системе знаний о мире. Одним из метапредметных результатов изучения истории Древнего мира в соответствии с ФГОС ООО являются умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения,  планы, схемы, презентации, проекты). У обучающихся 5-6-х классов часто возникают затруднения при выполнении таких форм работ, как составление таблицы по материалу параграфа, написание эссе, разработка презентации к исследовательской или проектной работе, создание схемы или опорного плана к тексту. Данные приемы работы являются, на мой взгляд, одними из ключевых на уроках истории при реализации практического и иллюстративного метода преподавания истории. Формирование перечисленных навыков неразрывно связано с чтением текста учебной или дополнительной литературы, что, к сожалению, вызывает слабый интерес у подростков. Современное поколение живет в цифровом мире, проводя большую часть времени с гаджетами, общаясь в социальных сетях и познавая мир с помощью интернет-ресурсов. Учителю приходится искать новые инструменты формирования учебно-познавательной мотивации, использовать информационно-коммуникационные технологии и онлайн-сервисы, давать возможность обучающимся познавать содержание исторического материала в цифровом формате.

Среда современных сетевых сервисов (например, Google, learningapps.org и Linoit.com) открывает возможность формировать метапредметные результаты обучения, создавая учебные ситуации, в которых ученики могут овладевать компетентностями, необходимыми в 21 веке:

  • информационная грамотность — умение искать информацию, сравнивать различные источники, распознавать нужную информацию;
  • медийная грамотность — способность распознавать и использовать различные типы медиаресурсов;
  • организационная грамотность — способность планировать свое и время своей группы; понимание взаимосвязей, которые существуют между людьми, группами, организациями;
  • коммуникативная грамотность – навыки эффективного общения и сотрудничества;
  • продуктивная грамотность — способность к созданию качественных продуктов, использование адекватных средств, планирование[3].

Среда Google содержит множество инструментов, которые могут оказаться полезными для индивидуальной и совместной деятельности на уроках истории в 5-6 классах. Сервисы ориентированы на сетевое взаимодействие и для образования в этой среде важны возможности общения и сотрудничества[4]. С помощью сервисов Google можно организовать различную коллективную деятельность на уроках истории:

  • создавать, совместно редактировать и обсуждать исторические документы, сравнительные таблицы, презентации о важнейших исторических процессах и событиях, используя «Документы Google»;
  • создавать личные и коллективные блокноты Google, комментировать и классифицировать записи, открывать свои записи для общего пользования[5];
  • создавать исторические календари и добавлять в них описание событий;
  • создавать альбомы Picasa, размещать в этих альбомах иллюстрации, отражающие те или иные этапы в развитии цивилизации;
  • создавать Веб-сайт на Google-site и конструировать его из множества уже знакомых объектов. Добавлять на сайт документы, таблицы, календари, фотографии, видео, ленту новости и др.

Механизмом развития метадеятельности на уроках истории в 5-6 классах может стать система творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности[6].

Практическое применение сервисов на уроках истории в 5, 6, 10 классах представлено в следующем опыте:

  • событийная / понятийная онлайн доска (Linoit.com)
  • интерактивная хронологическая линейка (learningapps.org)
  • презентации к исследовательским работам в совместном доступе (Google)
  • сравнительные таблицы для работы в группе (Google)
  • обзор документов, анализ источников на открытом онлайн-холсте (Linoit.com)
  • самостоятельная подготовка к урокам и обучение в онлайн-презентации (Google)
  • онлайн таблица продвижения по темам (Google)

Каждый из представленных приемов формирует регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Все используемые инструменты и приемы соответствуют задачам формирования познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, которые включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Постоянная практика использования новых средств приучает к новому стилю поведения, подсказывает педагогические и организационные решения учебных ситуаций. Такая совместная работа делает процесс обучения открытым для учеников, учителей и для родителей. С помощью сервисов Google, learningapps.org и Linoit.com возможна реализация и дистанционного обучения. Методическая и технологическая значимость этих сервисов объясняется следующими факторами:

  • эти технологии помогают организовать самостоятельную работу обучающихся и реализовать дистанционную поддержку обучения;
  • они относятся к числу личностно-ориентированных технологий и помогают индивидуализировать процесс обучения, составить для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут;
  • системы обучения, построенные на базе таких технологий, имеют модульную структуру;
  • для современных учащихся работа в Интернете является привычной, в связи с чем они легко адаптируются к дистанционным системам обучения[7].

Учитель как главный архитектор образовательного процесса конструирует урок и всегда ориентирует учащихся на результат и продукт деятельности, выбирая актуальные методы и технологии, отвечающие вызовам века цифровой экономики.

 

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close